Дискуссия «Сетевые сообщества учителей как инструмент методической поддержки»

В дискуссии участвуют:

Баклашова Вера — Директор образовательных программ Intel в России и странах СНГ

Кологерманская Анна Николаевна — учитель информатики, зам.директора по учебно-воспитательной работе Гуманитарно-юридического лицея №86 города Ижевска

Блинов Дмитрий Михайлович — директор Муниципального Бюджетного Образовательного Учреждения «Колесурская СОШ», Селтинского района УР, учитель Информатики и ИКТ

Сергеева Анна Александровна — методист Государственного Бюджетного Образовательного Учреждения Дополнительного профессионального образования Новосибирской области «Областной центр информационных технологий»

Асеев Сергей Георгиевич — руководитель отдела интерактивных технологий ГК DIGIS

Выступление Баклашовой Веры, директора образовательных программ Intel в России и странах СНГ: 

Технологии сегодня влияют на все аспекты нашей жизни и фундаментально меняют образовательные процессы. Образование сегодня это мульти-платформенный процесс, и призван быть сильно персонализированным. Все мировые тренды ориентированы именно на персонализированное обучение, такие как геймификация, открытые мировые университеты, виртуальные классы, дистанционное обучение, и они относятся ко всем типам образования и обучения детей и взрослых. Но в массовой школе используются все те-же подходы индустриальной эпохи — классно-урочная система, оценки по балльной школе, ориентация на предметы и строгое выстраивание шаблонов в головах детей «эта задача по физике», а «эта задача по математике».

Нас очень интересует качество кадров, а именно люди которые работают и будут работать в компании, набор их навыков и компетенций. Помимо чисто профессиональных следует упомянуть и компетенции. Снижение эффективности труда работников, то что сегодня беспокоит бизнес и государство,  не что иное, как показатель того, что новым сотрудникам необходимы новые компетенции на рабочих местах, что многие из пришедших не соответствуют настоящим и будущим потребностям работодателя. Это в равной степени отностися и к нынешним, и к будущем учителям. Им тоже не хватает навыков и компетенций, чтобы учить этому своих подопечных.

 Они хотели бы и должны иметь возможность получить новые навыки, обучиться, повысить квалификацию. Но учить бесконечно невозможно и очень дорого для государства. И здесь возможности новых информационных технологий, дистанционных форм обучения трудно переоценить.

Но не все так просто. Существует мнение, что учить и учиться дистанционно труднее, чем очно. И это действительно так. Например около 80% учителей участников on-line конференции  Интел в конце 2012 в России сказали, что испытывали сложности с обучением в модерируемой дистанционной среде. А именно, отметили, что крайне сложно сформировать свой маршрут обучения при большом многообразии предложенного контента, крайне сложно оценить временные затраты на изучение темы, трудно оценить самостоятельно качество предложенного материала и его полезность для дальнейшего использования. И это говорили взрослые. У детей возникнет еще больше трудностей в силу объективных возрастных причин, недостатка опыта и недостаточной способности к анализу. В такой сложной и бысроменяющейся среде роль учителя и наставника очень важна, причем для всех типов обучающихся. Мне кажется, что крайне важно сейчас применить тот самый персонализированный подход в обучении, прежде всего к самим учителям, помогая им освоить новые технологии, в том числе дистанционные, путем института наставничества, смешанных методов обучения, стажировок, учитывая индивидуальную мотивацию, приучая учиться всегда. Чем больше будет таких программ и методик – тем лучше.

Сетевые сообщества и сетевое взаимодействие – один из элементов окружения учителя. Другими важными элементами этого окружения будут инструменты учителя и повышение квалификаци через тренинги, стажировки и опыт.

Что, на мой взгляд, кажется важным в сетевых сообществах?  На ранних этапах создания сообщества необходимо поддерживать «жизнь» внутри сообщества, т.к. если обновление информации происходит в новостном режиме и не будет дискуссионного компонента, «клуба по интересам», то это быстро наскучит. Далее, это помощь в самоопределении. Сообщества, а точнее хорошие сообщества, имеют тенденцию быстро расти и расширять сферы интересов. И тогда новичку крайне трудно сориентироваться и найти для себя нужную ветку.  Здесь необходим хороший управленческий ресурс и правильное построение модели сообщества. Если говорить о методической поддержке в сетевых сообществах, то действительно серьезная область,  узко –профессиональная и требующая качественной модерации. Цена ошибок в таком сообществе будет очень высока, если не будет доверия к лидерам сообщества, к модератору. Мы предлагаем сейчас программу Intel «Учителя будущего». Это система публикации, обсуждения и воспроизведения лучшего опыта, лучших методик и находок учителей. Ведь методику можно обсуждать только тогда, когда  участники дискуссии поймут в чем она состоит, смогут обоснованно и квалифицированно ее обсуждать.

Крайне важно проводить в сообществе разные типы мероприятий, конференции и конкурсы, обучение и дискуссии. Для примера хочу поделиться примером конференции 2012 года «Новая школа – мой маршрут».

Схема обучающей конференции:

  • 20 августа – 31 октября, Обучающий этап – модерируемые  и дистанционные тренинги курсы «Элементы», мастер классы, мастерские, вебинары от признанных и одобренных докладчиков. В течение этого периода накапливались часы повышения квалификации.
  • 5 – 17 ноября, Интенсивный этап обмена опытом – дискуссии, опыт, форумы и блоги, участвуют все. В течение этого этапа накапивались баллы за участие.

Партнеры конференции — Google, Microsoft, Hewlett-Packard, Cisco, Kaspersky Academy, “Azbuka”.

Результаты конференции:

  • 6000  учителей из Росии, Украины, Казахстана и Беларуси приняли участие в конференции

    • >2700 обучались на тренингах Intel® Elements ( формально 12час , реально больше)
    • >2500 учителей получили сертификаты конференции
    • 200 учителей получили сертификаты повышения квалификации АПК
    • 100 учителей получили призы от партнеров конференции
  • 123 образовательные активности от 92 тренеров и лидеров образования:

    • 45 мастер классов
    • 33 вебинара
    • 15 дистанционных тренингов от Intel и партнеров
  • Отзывы: 96% участников конференции сочли контент конференции инновационным, полезным и актуальным современным трендам
  • Исключительно положительные отзывы от со-организаторов, партнеров конференции,
  • На момент окончания конференции численность Образовательной Галактики достигла 29.000 учителей
  • 3 победителя, набравших максимальное кол-во часов и баллов во время конференции были награждены поездкой на выставку BETT 2013 в Лондон, премированы экскурсией в офис Google в Лондоне, экскурсиями в школы Великобритании

Main conference winners awarded at 5th Intel Summit for RCIS Educators by John Davies and Larisa Gorbunova:

12

Библиотека контента по окончанию конференции составила:

  • 16 пленарных докладов от гуру образования и VIP-докладчиков от Интел, со-организаторов, партнеров
  • 31 история успеха
  • 113 отчетов о проведенных мероприятиях
  • Более 40 мастер-классов
  • Более 30 записанных вебинаров

 

Уважаемые участники международного форума, свои вопросы и выссказывания относительно всех выступлений, в том числе виртуального выступления Веры Баклашовой, Вы можете оставить ниже.

Дискуссия «Сетевые сообщества учителей как инструмент методической поддержки»: 3 комментария

  1. Добрый вечер. Я с вами совершенно согласна, на сегодняшний день учителю нельзя удовлетворяться только классно-урочной системой. Наши дети — это представители нового тысячелетия, им необходимы новые подходы в обучении. У меня есть огромное желание разработать дистанционные курсы для моих учеников. но я пока еще не знаю с чего начать. Не могли бы Вы мне дать совет — как и с чего начать работу над разработкой дистанционного курса, в какой программе лучше работать, какие технологии необходимы для успешной реализации задуманных планов. Заранее спасибо, с уважением Хуснуллина Венера Александровна, город Ижевск, МБОУ СОШ № 100.

  2. Венера, добрый день. Очень сложно давать советы, не зная всех деталей. Мы тоже сейчас думаем о том, как структурировать on-line курсы от разных авторов, разной длительности и направленности. Лично мой взгляд на ситуацию следующий. Если начинать, то можно начать с чего-то самого простого и понятного. Для детей нужны элементы игры, факторы соперничества и сотрудничества, мотивация. Такой готовой среды я не знаю. Если группа учеников предполагается небольшая — то можно делать в открытых средах Wiki, google и даже в сообществах. Комплексно подойти к on-line курсам позволяет Moodle, но он тяжел и для детей будет поначалу неудобен, а для от учителя будет гораздо больше трудозатрат на начальном этапе. У нас планируется запуск курса «Дистант в квадрате» на Галактике, часть Ваших вопросов он покрывает.Но прежде всего надо думать о школьниках, об их ожиданиях и интересах, поэтому технологии вторичны, в любом случае.

  3. Венера, в АУ УР «РЦИ и ОКО» уже запустились курсы по Moodle. Обучившиеся отмечают, что им самим интересно разрабатывать курсы и что это не так уж и сложно, а дети очень быстро осваивают работу в Moodle.

Добавить комментарий для Романова Любовь Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>